В 16-м веке по Европе прокатилась волна эпидемии болезни, получившей название «Английская потливая горячка», или «Английский пот». Она сопровождалась высоким уровнем смертности. Эпидемия вспыхивала несколько раз между 1485-м и 1551-м годами.
В 1507-м и в 1517-м годах болезнь вспыхивала снова и снова в разных районах страны — города Оксфорд и Кембридж потеряли половину населения. В 1528-м году напасть вернулась в Лондон, откуда распространилась на всю страну. Король Генрих VIII был вынужден покинуть столицу и переезжать с места на место, чтобы не заразиться.
Через некоторое время английский пот проник на континент, поразив сначала Гамбург, потом Швейцарию, затем пройдя Священную Римскую империю. Позднее очаги болезни вспыхивали в Польше, Великом княжестве Литовском и Великом княжестве Московском, Норвегии и Швеции. По каким-то причинам Франции и Италии заражения удалось избежать.
В каждом регионе странное заболевание сходило на нет в течение двух недель. Протекало оно довольно болезненно: у больного начинался сильный озноб, кружилась и болела голова, а потом появлялась ломота в шее, плечах и конечностях. Через три часа наступала сильнейшая жажда, горячка, а по всему телу выступал вонючий пот. Учащался пульс, сердце болело, и больной начинал бредить. Характерным признаком болезни была сильная сонливость — считалось, что если человек заснёт, то уже никогда не проснётся. Удивительно, что, в отличие от, например, бубонной чумы, у больных не было никаких высыпаний или язв на коже. Однажды переболев английской потливой горячкой, человек не вырабатывал иммунитета и мог заразиться ей снова.
Journal information